Главная / Экономика / Вложения в дерегулирование

Вложения в дерегулирование

Вложения в дерегулирование

В ближайшие дни правительство приступит к официальному обсуждению плана ускорения темпов роста инвестиций и повышению их доли в ВВП до 25%. Глава разрабатывавшего план Минэкономики Максим Орешкин вчера привел расчеты, по которым главным механизмом роста инвестиций должно стать серьезное дерегулирование инвестсектора. Только институциональные меры в этом секторе, в том числе Фонд развития и воссоздание системы пенсионных сбережений, задачу не решат.

План Минэкономики (см. “Ъ” от 21 июня) в ближайшие дни будет предметом обсуждения правительства. Документ, напомним, передан в Белый дом 19 июня, доработка его продолжается, хотя принципиальных изменений в нем, видимо, не будет. Версия от 26 июня (есть у “Ъ”) отличается от предыдущей лишь расширенным описанием мер, предлагаемых Минэкономики для развития системы особых экономических зон (ОЭЗ). Вчера же первый вице-премьер Антон Силуанов обсуждал план и смежные темы с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Максим Орешкин вчера сообщил некоторые оценки по потенциальному вкладу составляющих плана в предполагаемое увеличение доли инвестиций в ВВП с 22% в 2017 году до 25% в 2024-м. По ним, до 0,5% ВВП внесут в инвестиции вложения Фонда развития, 0,5% — рост нормы сбережений домохозяйств, в том числе «индивидуальный пенсионный капитал» (по словам министра, скорее с 2020, чем с 2019 года). До 0,6% ВВП в инвестициях должен обеспечить рост вложений из прибылей корпоративного сектора, а снижение оттока капитала обеспечит около 0,7% ВВП прироста капвложений в год. Наконец, рост кредитования инвестпроектов банковским сектором на уровне 9% в год добавит инвестиций еще на 0,5% ВВП. Неоцененным остался вклад отмечаемого Минэкономики роста инвестиций в жилое строительство (видимо, значимый компонент), а также в услуги.

Основные надежды Минэкономики на рост инвестиций, таким образом, связаны с корпоративными вложениями. Снижение оттока капитала и рост инвестиций в банковском секторе прямо связаны, снижение оттока в этой схеме означает, очевидно, сокращение дивидендных выплат акционерам крупных компаний за пределы РФ и большее реинвестирование прибылей в России, и это самый весомый механизм предполагаемого роста. Мобилизация инвестиций государством (напомним, Фонд развития будет наполняться через размещение госдолга) играет в программе второстепенную роль, как и ИПК. Минэкономики рассчитывает на соинвестирование частного капитала в проекты, связанные с будущими проектами Фонда развития, а также на рост привлекательности инвестиций по специнвестконтрактам, в системе ОЭЗ и в механизмах частно-государственного партнерства. Минэкономики не исключает и вложений Фонда развития в докапитализацию ВЭБа, то есть мультипликацию госдолга фактически через банковский механизм (ВЭБ, напомним, де-факто банк, но не имеет лицензии ЦБ).

В любом случае очевидной ставки на госинвестмеханизмы в плане нет, а рост частных инвестиций может быть обеспечен только дерегулированием. По словам Максима Орешкина, надежды правительства связаны с проектом «Трансформация делового климата» — в его рамках с октября 2018 года пакетами нормативных актов раз в полгода будут сниматься выявленные барьеры для предпринимательской деятельности. Речь идет о переводе механизма дерегуляционных «дорожных карт» 2012–2016 годов на постоянную основу — предложения будут формулировать в том числе бизнес-сообщество и АСИ. Минэкономики также предлагает зафиксировать изменение отраслевой динамики инвестиций в качестве KPI для отраслевых ведомств.

Факт встречи Антона Силуанова с РСПП подтвердили “Ъ” вчера в Минфине, не раскрыв деталей. Согласно постановлению бюро правления РСПП, там «разделяют» озабоченность Белого дома поиском средств на выполнение указа президента от 7 мая и де-факто согласны на повышение НДС с 18 до 20%. При этом бизнес выдвинул ряд инициатив, чтобы «минимизировать» негативные последствия роста налога. В частности, речь шла о возможности сохранения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) после 2021 года (правительство идею не поддерживает и намерено свернуть КГН к этому сроку) и завершении работы над систематизацией неналоговых платежей. Также поднимался вопрос ужесточения критериев для заключения специнвестконтрактов при рассмотрении законопроекта о «СПИК 2.0» — по мнению РСПП, рассматриваемые в правительстве варианты ограничений для их участников сделают инструмент неработоспособным. По данным “Ъ”, инициатором ужесточения законодательства в этой сфере выступает вице-премьер Дмитрий Козак, в Минфине же считают необходимым максимально либерализовать доступ к СПИК, единственным содержательным критерием для участников в ведомстве считают инвестиции более 1 млрд руб. Наконец, еще одна просьба РСПП — о пересмотре отнесения имущества организаций к движимому (де-факто — о признании движимостью крупного промоборудования) — Минфином не поддержана из-за рисков снижения налоговых поступлений.

Источник: kommersant.ru