Коротко
Главная / Наука / Российские историки раскрыли тайны французских портретов эпохи Ренессанса

Российские историки раскрыли тайны французских портретов эпохи Ренессанса

Российские историки раскрыли тайны французских портретов эпохи РенессансаПодпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Историки из Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, кто изображен на знаменитой серии придворных карандашных портретов, написанных по заказу Франциска I, основателя династии Валуа. Об открытии сообщает пресс-служба вуза.

«Французский двор эпохи Ренессанса стремился подражать античной моде. К примеру, многие античные деятели хотели оставить след в истории: заказывали художникам свои изображения, чтобы они дошли до потомков. С такой целью была создана и эта рукописная книга», — рассказывает Владимир Шишкин, историк из СПбГУ.

В Российской национальной библиотеке хранится множество европейских рукописей XVI-XVIII веков, в том числе и французских. Альбом карандашных рисунков, заинтересовавший ученых, попал в Россию из аббатства Сан-Жермен — главного государственного книгохранилища дореволюционной Франции. Эту рукопись вывез из страны коллекционер, секретарь-переводчик русского посольства Петр Дубровский.

Сохранилось четыре десятка таких альбомов, созданных в разное время и запечатлевших различный состав французского двора — его утверждали на год, а затем меняли. Эти рукописи хранятся в архивах, музеях и библиотеках по всему миру, три из них сейчас находятся в Санкт-Петербурге.

Ученых давно интересует альбом с 39 портретами придворных, написанный и массово растиражированный в XVI веке по заказу Франциска I, одного из первых абсолютных монархов Франции и большого покровителя искусства.

Как считают искусствоведы, карандашные рисунки в этом альбоме принадлежат мастерам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ. Помимо самих придворных, на портретах изображены их друзья и знакомые, которых они просили добавить на картину. Начиная с XIX века искусствоведы пытаются понять, чьи именно это портреты, но большая часть подписей под рисунками оставалась нераскрытой.

«Дело в том, что в средневековой Франции многие имена собственные писались иначе, поэтому сегодня, даже опираясь на подписи, сложно понять, кто перед нами. Именно поэтому дореволюционным искусствоведам не удалось правильно соотнести портреты с реальными историческими личностями», — продолжает Шишкин.

Российским историкам удалось раскрыть эту тайну благодаря тому, что они обратили внимание не только на сами лица и подписи, но и на одежду, на тип и структуру бумаги, на технику рисунка.

К примеру, необычный кафтан и головной убор, в которые одет пожилой мужчина с одного из портретов, выдали в нем Гийома Пуайе – канцлера королевства и одного из самых приближенных советников Франциска I. На других рисунках изображены сам король Франции, его мать и супруга, король и королева Наварры, и некоторые придворные сановники и влиятельные феодалы, такие как герцог де Гиз.

Водяные знаки, сама бумага, а также одежда королевы Элеоноры, в свою очередь, указали на то, что сборник портретов подготовили  в первую половину правления Франсиска I — в 1530-х, еще до очередной войны с Габсбургами, однако переплели уже после смерти монарха.

Что интересно, анализ рисунков показал, что их писали сразу несколько живописцев, каждый из которых создавал определенные части картин – к примеру, только одежду или какие-то другие элементы изображения. Дальнейшее изучение, как надеются ученые, поможет раскрыть тайны успеха Жана Клуэ и его учеников.

Источник: mk.ru