Коротко
Главная / Новости / Национальные языки подвели к третьему чтению

Национальные языки подвели к третьему чтению

Национальные языки подвели к третьему чтению

В среду, 25 июля, Госдума примет в окончательном, третьем чтении законопроект, по которому изучение государственного языка РФ — русского — и государственных языков национальных республик станет обязательной частью программ обучения. При этом родители получат «свободный выбор» языка, который их дети будут изучать как родной. Депутаты уверены, что сняли беспокойство республик за судьбу национальных языков. Эксперты в ряде республик по-прежнему опасаются, что родные языки постепенно «станут никому не нужны».

Дума одобрила во вторник, 24 июля, во втором чтении поправки в закон «Об образовании», проект которого вызвал при обсуждении в первом чтении критику национальных республик из-за того, что вводил принцип добровольности при изучении родных языков. Ко второму чтению в законопроект включены «два важных положения», сообщил “Ъ” глава комитета по образованию Вячеслав Никонов: федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) должны «обеспечивать возможность получения образования на родных языках из числа языков народов» РФ, а для этого они должны предусматривать изучение «госязыков республик РФ, родных языков из числа народов РФ, в том числе русского языка как родного». По мнению депутата, эта норма должна снять «беспокойство в республиках, что изучение национальных языков может перейти на факультатив»: «Федеральный стандарт означает обязательное включение в программу образования». При этом законом установлен «свободный выбор языка» образования, а также выбор языка для изучения как родного по заявлению родителей.

Во втором чтении проект поддержал 371 депутат из фракций Госдумы, в среду он будет одобрен в третьем чтении. Господин Никонов сообщил, что комитет по образованию уже провел «соответствующие переговоры» о создании фонда поддержки родных языков: «Мы предлагаем организовать этот фонд указом президента, сделать его президентским фондом с соответствующим федеральным финансированием». Кроме того, глава комитета сообщил, что депутаты «приглашены к разработке концепции, на основании которой будут предложены новые ФГОС»: рабочая группа в правительстве создана в соответствии с постановлением Госдумы, принятым по итогам первого чтения.

Одобренный депутатами законопроект не предусматривает «переходного периода» на время, пока правительство будет разрабатывать концепцию и образовательные стандарты. Закон вступит в силу, как только будет подписан президентом и опубликован. В связи с этим в республиках опасаются последствий принятого закона: принцип «свободного выбора» родного языка начнет действовать в отсутствие новых федеральных стандартов. По действующим стандартам предмет «русский язык» преподается пять часов, предмет «родной язык» — три часа в неделю, пояснила “Ъ” директор Научно-исследовательского института национальных школ Якутии Светлана Семенова. Значит, тот, «кто выберет родным русский язык, будет изучать его восемь часов, а те, для кого родной язык — якутский, будут изучать русский всего пять часов». Если учесть, что аттестация выпускников (ЕГЭ) проводится только на русском языке, то «якутские дети будут менее подготовлены», полагает госпожа Семенова. Из-за ЕГЭ «мало кто будет рисковать и выбирать национальный язык», заявил “Ъ” специалист по национальному образованию Института истории Академии наук Татарстана Марат Лотфуллин. Даже нерусские дети будут выбирать русский язык, родной (татарский.— “Ъ”) постепенно «станет никому не нужным», опасается он. Господин Лотфуллин обращает внимание, что обучение национальным языкам, а также получение образования на родном языке в новом законе предусмотрено только для начального и основного среднего образования, то есть национальные школы будут работать только до девятого класса. Это «серьезное ограничение прав народов РФ», считает эксперт: «Если брать Татарстан, то у татар всегда было полное среднее образование на татарском языке, включая старшие классы».

Источник: kommersant.ru