Коротко
Главная / Культура / «Матроскин Табакова не менее важен, чем Гамлет Смоктуновского»

«Матроскин Табакова не менее важен, чем Гамлет Смоктуновского»

Режиссер Мария Муат рассказала, как Олег Павлович озвучивал мультфильмы

На следующий день после ухода Олега Табакова в Суздале начал работу 23?й Открытый российский фестиваль анимационного кино — главный слет наших мультипликаторов. Олег Павлович любил и умел работать с ними. Поэт и актер Вадим Жук на церемонии открытия произнес слова, которые, возможно, кому-то и не понравятся, но с ними не поспоришь: «Это один из самых удивительных голосов нашей анимации. Кот Матроскин Табакова не менее важен, чем Гамлет Смоктуновского, а уж почитателей у Матроскина куда больше».

Олег Табаков говорил не только за знаменитого ныне героя из цикла о Простоквашине. С Марией Муат он поработал на трех ее анимационных картинах по русской классике: «Желтухин» — по мотивам одноименного рассказа Алексея Толстого; «Девочка Люся и дедушка Крылов» — по сказке Саши Черного; «Он и она» по «Старосветским помещикам» Николая Гоголя. Мария Муат рассказала «МК» о том, как это было.

— С чего началась история вашего знакомства? Как пришла мысль пригласить Олега Табакова?

— Впервые мы работали на «Желтухине» в 2001 году. Режиссер анимационного кино Наталья Орлова и ее муж и продюсер Тенгиз Семенов состояли в родстве с Табаковым. Их дочь, актриса Катя Семенова, была тогда замужем за сыном Олега Павловича, Антоном Табаковым. Они и договаривались, и Олег Табаков им не отказал. Мне пришла в голову шаловливая мысль, что вся их семья должна озвучить наш фильм. Если вы посмотрите титры, то увидите там имена Олега Павловича, Антона и Кати, а также их сына Никиты, которому тогда лет десять было. Он говорил за Никиту. Катя была мамой, Антон — папой. А Олег Павлович говорил от автора. Ему надо было прочитать текст мягко и ласково, что он и сделал. Олег Павлович всегда просил привезти сценарий в театр. Я сначала думала, что это он так, чисто профилактически, в воспитательных целях требует от режиссера мультипликации. Но потом убедилась, что он не просто читает сценарии, но еще и размечает. Когда приходил на запись, свою роль прекрасно знал, был абсолютно готов к работе. Не позволял себе никакого фокусничества, фанаберии, никогда не вел себя как великий артист. Он выслушивал все, что я ему говорила, мог соглашаться или нет, но всегда обсуждал. Нужны дубли — ради бога.

— Голоса отца и сына оказались похожими?

— В какой-то степени, как это бывает в семье. У них интонации похожи, но голоса разные. После того как мы познакомились, я уже сама позвонила Олегу Павловичу и пригласила его на картину «Девочка Люся и дедушка Крылов». Он работал там в паре с Полиной Кутеповой. Полина была Люсей, которая любила басни Крылова, а Олег Павлович — Иваном Андреевичем Крыловым. Для меня эта работа стала совершеннейшим счастьем. Они самозаводящиеся актеры, зажигающиеся от партнера. Казалось, что они чувствовали друг друга кожей, стоя через перегородку, и это в записи слышно.

— Олег Павлович интересовался, с кем ему предстоит работать?

— Может быть, и спрашивал, но не было никакого предварительного допроса. У него были чудесные отношения с театром Петра Фоменко. В третий раз мы с ним встретились на фильме «Он и она» по «Старосветским помещикам» Гоголя. Олег Табаков был Афанасием Ивановичем, а Людмила Аринина — Пульхерией Ивановной. Свести мне их так и не удалось: то он был занят, то она. Пришлось записывать в разные дни, первой — Людмилу Аринину. Когда Олег Павлович приехал, я дала ему послушать то, что получилось. У него было много текста, и я пометила, когда говорит он, когда она, чтобы легче было читать. На это Табаков сказал: «Деточка моя, я родился в 1935 году. У меня все помечено». И показал свой экземпляр, где были указаны все интонации, где вверх, где вниз. На запись пришел подготовленный на сто процентов великий артист. В процессе работы говорю: «Олег Павлович, здесь перепишем. Матроскин полез». — «Да? Извините! Давайте перепишем», — ответил он. Не обиделся.

— Какими качествами должен обладать актер в анимационном кино? И чем был так хорош для него Табаков?

— Когда говорит хороший актер, это придает персонажу дополнительный объем. А мультипликатор и куклу ведет по-другому. Мы ведь сначала записываем актеров, потом слушаем, сколько звучит каждое слово. Мультипликатор должен знать, как долго держать открытым или закрытым рот персонажа. Я обычно приношу актерам эскизы. Если готовы куклы, то показываю их, чтобы они видели, кого изображают. Если что-то не так — не те интонации, темп, — делаем несколько дублей. По полгода работаем с голосом. Иногда столько нюансов и подтекста находим, что потом передается кукле на экране. При условии, что это сделано таким мастером, как Табаков.

— Если заранее было известно, что герой будет говорить голосом Табакова, то менялся и визуальный образ?

— Дедушку Крылова мы с художником Мариной Курчевской сделали немного, очень неназойливо на него похожим. Поскольку мечтали, что его озвучит Табаков. Но сам он не заметил сходства.

— В чем был его интерес?

— Может быть, ему просто нравилась анимация. Денег больших он за это не получал. Никакого меркантильного интереса не могло быть.

— А почему Матроскин стал таким популярным персонажем?

— Конечно, там очень смешные и современные на тот период реплики Эдуарда Успенского, которые нравились детям и взрослым. А Олег Павлович своим голосом, тембром и интонациями придал такое обаяние герою! Если бы это делал другой актер, то еще неизвестно, стал ли бы кот Матроскин так популярен. Олег Табаков нашел пластичность, характерность голоса. Как-то я работала с известным артистом и попросила кое-что изменить. В ответ услышала: «Если вам не нравится мой голос, то нечего было приглашать». Работа у микрофона — специфическая вещь. Одно дело говорить на сцене или в кино, и совсем другое, когда никаких выразительных средств, кроме голоса, нет. Если голос пластичный, есть слух и ироничное нутро, в том числе и по отношению к самому себе, то все получится.

Табаков был такой мастер, мог что угодно изобразить. Какие он паузы делал, с какой легкостью переходил из одного состояния в другое! Артист от бога. Я ему очень признательна за то, что он согласился со мной поработать. Мои фильмы с его участием и звучат по-особенному.

Источник: mk.ru