Коротко
Главная / Туризм / Автопутешествие из Москвы в Норвегию и обратно

Автопутешествие из Москвы в Норвегию и обратно

Эта история о том, как я полюбил сараи, проехал с детьми 5 тысяч километров и устремился к бессмертию.


Я давно обременён ипотекой, у меня семья с малолетней дочкой, я не ахти как зарабатываю по сравнению с коллегами, и всё же я постоянно пускаюсь в путешествия. Родители и родственники цокают языком, чтобы попустился, да посидел лет пять-семь дома, пока не выплачу кредит за квартиру, приложения учёта семейных финансов тихо укоряют за якобы неликвидные траты, но я не сдаюсь. Мне кажется, я так справляюсь со смертью, которая рано или поздно случится. Путешествия — это стремление к бессмертию, один из смыслов жизни и борьба с охватывающим периодически чувством пустоты. В путешествиях время идёт осмысленнее, а время, ужимаясь до минимума, становится при этом бесконечным.

На этот раз мы скатались с детьми на машинах из Москвы до запада Норвегии и обратно. И вышло это путешествие совсем не в ту сумму, чтобы о ней печалиться. Но обо всё по порядку.


Прелюдия.

Ноябрьским вечером я понял, что не хочу оставаться в Москве на новогодние праздники. В прошлый год, хоть мы с семьёй хоть и пытались проявлять невероятную активность, ездить куда-то в Подмосковье, но всё равно было тоскливо. Уж слишком долго тянется у нас Новый год. Да и в горы с бордом хотелось. Я набрал Макса. С ним и с его питерской компанией мы неоднократно ездили на машинах в Скандинавию.

— Привет! Вы куда кататься в этот раз на новый год?

— В Миркдален в Норвегию. Мам классно! Мы там были в прошлом году.

Я посмотрел по карте — от Москвы до Миркдалена было 5000 километров туда-обратно. Авиабилет на новогодние праздники до Осло стоил 24 тыс. руб., на троих (жена и дочка) получалось около 70 тысяч. Плюс поезд из Осло, плюс автобус. Это только дорога. Дороговато. Выходит, снова на автомобиле. Около 13-15 часов требовалось на дорогу от Стокгольма. Обычно мы ездили до Хельсинки, там грузились на паром до Швеции. Когда мы дальше ехали из Стокгольма до шведского Оре, было 6-7 часов пути, в норвежский Хемседаль часов пять. Но здесь… Уж слишком утомительной показалась дорога, и я стал искать другие варианты.

Красная Поляна сразу отпадала из-за дикого наплыва народа на праздники, в Италии и Австрии мы катались недавно, французские и швейцарские Альпы отпугнули своим новогодним ценником. Был вариант полететь в Банско, что в Болгарии. Но там на праздники тоже набивались огромные очереди на подъёмник первой очереди. Да и главное — там не было бы хорошо катающейся питерской компании. А компания в каталке это самое главное. Поэтому я снова набрал Макса.

Макс начал расписывать, что дорога дальняя, да, но зато в Миркдалене практически нет людей, и из-за близости Гольфстрима там постоянно валит снег. Снег и пустой курорт — звучало заманчиво. Конечно, погода в горах это всегда лотерея. Может повезти, а можешь просидеть в доме все дни как дурак. Но главное, что туда едут питерские ребята. Этот факт перевесил все прочие отрицалово. Надо было за оставшееся время забронировать дом, купить билеты на паром, сделать визы и выбрать машину.

Миркдален предлагал расселение либо в единственной гостинице за 50 тыс. руб. двухместный номер на неделю, либо в домиках за 96 тыс. за трёхкомнатные апартаменты с гостиной и камином на 6-8 человек. Мы выбрали второе, чтобы разместиться там тремя семьями по 2 человека в комнате. Поскольку администрация не принимала оплату по сети, нужно было совершить банковский перевод SWIFT в евро, который норвежцы конвертировали в свои ноки (да, в Норвегии, как и в Швеции до сих пор кроны, они сознательно не входят в евро-зону).

Билетов на паром из Хельсинки в Стокгольм на удивление было много. Причём даже на новогодние даты, хотя обычно билеты разбирают месяца за два. Не знаю, сказался ли кризис, или год неурожайный, но мы спокойно купили билеты за 150 евро за машину (в него ещё входит каюта на 4-х человек) туда и за 65 евро обратно.

С визами история обстояла такая. Я помнил, что норвежцы жопятся и выдают визы лишь строго на время поездки. Даже полугодовой шенген для россиян у них считается шиком и выдаётся в крайних случаях. Поэтому, чтобы не обломаться, мы подали документы на французский шенген во французское, соответственно, консульство. Через три дня французы нам выдали паспорта с 5 (пяти!) летними шенгенами. Даже 3-х летней дочке, которая до этого вылетала с нами лишь в Турцию и Болгарию, шлёпнули шенген до 2021 года, когда ей исполнится 8 лет. Не призываю вас ни к чем, но сей случай — хозяйке на заметку.

Ехать на свой машине не очень хотелось, благо, снимая пяток лет автопрограммы для телека, у меня есть выходы на автокомпании. Хотелось протестировать какую-то новую тачку, на которой ещё не ездил. Кроме того, вещей предстояло везти прилично, учитывая всякие детские чемоданы и шмотки для проживания четверых человек на неделю. В мою тачку всё бы влезло с трудом. Поэтому я взял на тест Volkswagen Passat Variant, который обновился в прошлом году. Честно, я не очень люблю сараи, потому что кажется, что кузовы «универсал» откровенно пенсионерские. С виду это неповоротливые коровы, которые предназначены лишь для перевозки тёщиных ковров на дачу. Так считает и большинство автовладельцев в России, поэтому «универсалы» в страну поставляются отнюдь не массово. Но продюсер нашей автопрограммы Антон сказал, что я категорически неправ. Он был уверен, что тачка ещё себя покажет. «Окей, посмотрим» — подумал я.
Теперь оставалось дождаться праздников и отправиться в путь.

2. Москва — Стокгольм.

Вечером 27 декабря мы погрузили все вещи в машину, посадили дочку и тронулись в Питер. По дороге лютых приключений не было. Трассу за прошедшие пару лет здорово отремонтировали, прямо красота. Платная дорога в объезд Вышнего Волочка так вообще Европа и стоит 200 рублей. А вот трасса через Химкинский лес хоть и хороша, но жлобски дорогая, за 50 километров отдаёшь 400 рублей. Сразу поразил расход тачки, который показывал всего 6 литров на сотню! Это при 150-сильном двигателе. Учитывая адскую стоимость бензина в Скандинавии, это начинало радовать. В Питер приехали под утро. Забрали брата жены и отправились в Хельсинки.

На границе народу было немного, прошли оба погранпункта за полчаса. Наверное, народ в этом сезоне поджал ремешки и по европам предпочитает не кататься.

Финская столица за прошедшие годы никак не изменилась, да и смотреть там никогда особо было нечего, поэтому время в ожидании до парома провели в подбухивании крафтового пива в местном кафетерии.

Надо сказать, что я твёрдо решил провести этот новый год в трезвости и добром здравии. «Доколе!» — размышлял я перед праздниками. «Откуда взялось это бездумное пьянство? Зачем разрушать свой организм, если он того не желает?!». Я решил, что праздники пройдут в спортивном настрое с чаем, травами и соками.

Факап случился сразу после границы. Опрометчивое решение о трезвых праздниках было нарушено в ближайшем дьютике, где закупили литров пять алкоголя, предпочтительно ягермайстера и финской водки. Далее в дело вступило то самое крафтовое пиво. А ведь ещё впереди был паром. На этих плавучих многоэтажных алко-судах финны и шведы проводят выходные, плавая от столицы к столице и набухиваясь до состояния зомби. Там находятся несколько баров, ночные клубы, казино, рестораны и магазин беспошлинной торговли. Ещё один. Если пассажиры остаются в состоянии ходить, то они добираются до кают, где размещаются по четыре тела на двуспальных кроватях.


Наутро паром прибывает в Стокгольм, где при выезде все автомобили встречает кордон шведской полиции. Копы тщательно продувают водителей алкотестером. И если выявляют пары алкоголя, то довольно мощно штрафуют. А если у бедолаги не оказывается подменного водителя, ещё и отправляют машину на штрафстоянку.

У нас всё прошло ровно, на тестере загорелся зелёный сигнал, арабовидный полицейский лишь пожурил за непристёгнутого сзади пассажира.


Вернувшись на пару часов назад, можно было увидеть меня в ресторане парома, поедающего настоящий шведский (в Швеции же) завтрак за 10 евро с человека. Я знал, что нас будут встречать полицейские, а потому решил плотно подкрепиться. Когда плотно поешь — нет алкогольного выхлопа.

Стокгольм — прекрасен. Просто примите это как факт. Сюда хочется возвращаться. Возможно, он подходит нашему северному менталитету, возможно, он просто уютный.



Город сочетает в себе прелесть узеньких средневековых улиц,


широких солнечных набережных, красивых зданий


и утилитарно-приятных скандинавских гостиниц.


Ранее уже имея опыт встречать Новый год на центральных улицах Стокгольма, мы предпочли остаться на территории гостиницы, благо там было несколько милых внутренних дворов и большой парк рядом. Бегающие даже ночью шведские граждане смущали своим спортивным настроем и пугали палевом.

Фейерверки бомбили огнями.

Арабы на улицах веселились с петардами.

ABBA с ютюба вселяла уверенность в завтрашнем дне.

Утро первого января маячило вялой нежностью.


Если доведётся вам оказаться в Стокгольме, очень рекомендую заглянуть на музейный остров. Там расположены практически все главные музеи города. В первую очередь — Скансен. Это интересное совмещение под открытым небом национального музея и зоопарка. В старинных деревянных домах, свезённых со всей Швеции, вас встретят актёры в костюмах — крестьяне, дворяне, служащие. Актёрам запрещено разговаривать с посетителями, они совершают привычные домашние дела: нарезают овощи, растапливают камин, пукают.


Снаружи по просторной территории, огороженной невысокими заборчиками, расхаживают животные, живущие на территории Швеции — северные олени, волки, рыси, кабаны. Умиротворение да и только.

Если с вами будут дети, тогда бегите сломя голову в Юнибакен. Это местный детский центр-музей с классными площадками.


В Юнибакене я сам стал ребёнком и щипал себя за палец, потому что мне казалось всё сном. Вы садитесь в вагончик и начинаете путешествие по мирам Астрид Линдгрен. Раздаётся приятный женский голос на русском и начинает рассказывать вам сказки, которые вы натурально видите перед собой. Сначала декорации деревни и небольшие фигурки персонажей, потом ночные крыши Стокгольма, над которыми летит вагон, затем комнату Карлсона, куда вы попадаете через стену. А дальше, становясь маленьким, вы попадаете в мышиную норку, пролетев через которую, оказываетесь в пещере дракона.



Всё вокруг тёплое, ламповое, сделанное заботливыми руками из материалов, которые можно потрогать (а не бездушно цифровое как на аттракционе Трансформеры в парке Юниверсал в LA). Дочка в восторге! Все счастливы, ведь там ещё есть три детских площадки с разными декорациями, где можно ползать, бегать, прыгать, скатываться, открывать, кататься на каруселях, выступать в театре, готовить на игрушечной плите и искренне верить, что детство это самое счастливое время жизни.
А впереди у нас было 900 километров и приблизительно 15 часов пути.

3. Стокгольм — Осло.

Путь из Стокгольма до Миркдалена мы условно разбили на 4 отрезка. Так было психологически проще смириться с долгой дорогой. Точками остановки были Эребро, Карлштад и Осло.

Автомобильные поездки прекрасны тем, что ты свободен. Останавливаешься где хочешь, смотришь что считаешь нужным, глядишь во все глаза. А дороги по Скандинавии правда живописны, интересны и предлагают множество вариантов для прогулок.

Эребро имеет прекрасно сохранившийся средневековый замок. Стоя под его величественными и одновременно элегантными стенами, ухмыляешься, представляя себя здесь лет 350 назад — точно б закололи как русского врага.


В Карлштаде есть красивая набережная и исторический мост.

В Осло мы просто забирали Сашу, прилетевшего белым человеком прямым рейсом из Москвы.

А ничем не примечательный шведский город Арбуга имеет работающий в праздники автосервис. Никто из нашей компании не узнал этого, если б не машина Макса. Через 150 километров после Стокгольма у неё порвался ремень ГРМ. Автомобиль на буксире дотащили до города едущим в паре Амароком. За окнами был вечер 1 января, все достопочтенные шведы или уже спали, или вот-вот надевали спальные колпаки. В машине четыре человека и куча сноубордического стафа. Впереди долгожданный отпуск и 750 километров до забронированного дома в Норвегии. Казалось бы — жопа. Но вот чудом выяснилось, что в городе открыты пиццерия и магазин. Парни побежали туда спрашивать за починку. Через 10 минут им дали адрес автосервиса, и сказали, что там их ждут. В автосервисе оказался один механик, который, осмотрев мотор, согласился принять машину в ремонт. Но только с завтрашнего дня и с суммой ремонта эквивалентной 150 тыс. руб. Парни перегрузили все вещи, забив Амарок до дури, утрамбовались в салоне и начали решать что лучше:

— оставить тачку в шведском сервисе, отвалив озвученные деньги

— выписать автомеханика из Питера, оплатив ему билеты, бухло и работу,

— либо на обратном пути взять машину на буксир и дотащить до дома.

Взвесив все против, решили оставить машину в Арбуге и забрать её в конце января.


Источник: informer.travel.ru